Матросы покинули борт корабля в темноте, точно беглецы или воры, скрывающиеся от преследования. Чуть более месяца назад, в начале сентября, матросов — срочников уже пытались «передислоцировать» с крейсера на базу в Выборге. Подогнали было автобус, выстроили служивых на палубе, мол, по флотской традиции надо с кораблем попрощаться. На том тогда все и закончилось — подоспевшая общественность в лице ветеранов ВМФ РФ, а также журналисты не дали свершиться кощунству. И морской Андреевский флаг, свидетельство жизнестойкости военного корабля, спущенного на воду в 1900-м году, а в состав Российского флота вошедшего в 1903-м, еще несколько недель поднимался на мачте в точном соответствии с корабельным Уставом.
Подняли этот флаг и во вторник. Но не утром, с сигналом подъема. И не моряки. «Кто-то из гражданских, насколько я понял, они заправляют теперь там», — констатировал капитан 2-го ранга Николай Амелько. Он не один год отслужил на «Авроре» верой и правдой. Вынужден был уйти с корабля и вообще из флота в конце первого десятилетия 2000-х, потому что «видеть, как уничтожают крейсер, стало невмоготу».
Флаг подняли, но корабль, кажется, все-таки потеряли. Он с этого дня не только юридически, но и фактически перестал быть боевой единицей флота.
— Было бы из-за чего переживать, — хмыкнул в трубку дежурный, когда я набрала номер телефона командирской рубки. — Корабль давно не на ходу, музей — он и есть музей. Никто не собирается закрывать его для посещения. А наша, гражданского персонала, задача — поддерживать в рабочем состоянии все его системы и вообще порядок.
«СП»: — Можно узнать, уважаемый дежурный, сколько человек будет отныне нести свою рабочую вахту на «Авроре»?
— Сколько надо, столько и будут. Если у вас есть вопросы — звоните начальнику Центрального Военно-морского музея (ЦВВМ), он теперь отвечает тут за все!
Прежде чем созвониться с начальником этого музея Андреем Лялиным, напомню предысторию вопроса. Два года назад, с разрешения командования ВМФ РФ и тогдашнего губернатора города Валентины Матвиенко, на «Авроре» прошла ВИП-вечеринка с участием более сотни известных в стране представителей бизнеса, власти, поп-культуры. Все бы ничего, подобное бывало тут не раз, разве что в меньших масштабах, если бы не стриптиз на корме и прыжки с риском для жизни части разгоряченной публики с палубы корабля в Неву. Когда все это стало достоянием гласности, «посыпались» головы. Саму же «Аврору» приговорили к списанию.
Впрочем, люди знающие уверены, что скандальная вечеринка стала лишь формальным поводом к тому, что давно задумывалось «фанерщиком», как называют за глаза моряки Анатолия Сердюкова. Он ведь выпускник торгового вуза, пересевший в кресло министра обороны по приглашению его давнего товарища В. В. Путина почти прямиком со стула руководителя мебельного магазина в Петербурге.
С его руководством связывают развал во многих сферах военной деятельности. Например, решение о резком сокращении военных санаториев и домов отдыха, о чем недавно рассказывала «СП», которые якобы «пустуют в зимнее время». Теперь эти самые санатории перейдут в ведение бизнеса.
— Ну что вы такое говорите, не могли оставить «Аврору» без военной команды, - не поверил корреспонденту «СП» капитан первого ранга запаса Владимир Мамайкин, возглавляющий Международную ассоциацию общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников. — Двух недель не прошло, как на Морском совете Петербурга, созданном при губернаторе города, было принято обращение и к министру обороны, и к президенту страны о том, чтобы на крейсере оставили военную команду. Без нее там никак нельзя! Присутствовал на том совете и Андрей Лялин, начальник музея. Нам было обещано, что к нашему мнению обязательно прислушаются. Нет, не могли уважаемые руководители государства вот так вот взять и наплевать на точку зрения специалистов!..
Попытки дозвониться Андрею Яковлевичу Лялину не увенчались, увы, успехом. Похоже, он решил воздержаться от общения с прессой. Вспоминаю, как в конце сентября, общаясь с Лялиным, уточнила у него информацию о «серьезном ремонте», который якобы уже в скором времени ожидает вверенную его музею «Аврору» (последний раз ремонт корабля проводился 25 лет назад). «Да, разрабатывается соответствующая государственная программа, — подтвердил он. — В планах на 2013 — 2014 годы сначала эксплуатационный, затем технический ремонт и, конечно, докование». Стала спрашивать о финансировании программы. Выяснилось, с финансированием просто беда. Из-за дефицита средств сам ЦВВМ никак не переедет со Стрелки Васильевского острова в новые помещения на площади Труда. До «Авроры» ли тут?..
Обмолвился также А. Лялин о некой частной организации «Славянка». Мол, вот уже год, как это ОАО «полностью обслуживает крейсер». На самом крейсере ни одного человека из этой фирмы в глаза не видели…
Впрочем, Лялина впору пожалеть. Волей — неволей он попал в число тех, кто, наплевав на мнение профессионалов, сделал из крейсера филиал прибрежного музея.
Обеспокоены судьбой корабля все это время были и в известном на всю страну Петербургском клубе моряков-подводников. Минувшим летом его создатель и бессменный руководитель Игорь Курдин вместе с товарищами подготовил и передал через губернатора города Георгия Полтавченко обращение к президенту Путину. К обращению прилагался конкретный план сохранения «Авроры», придания ему статуса вспомогательного судна ВМФ с персоналом из числа уволенных в запас моряков. Георгий Сергеевич, надо отдать ему должное, доставил документ по назначению, точно в руки верховного главнокомандующего. Что же верховный? Он, говорят, едва взглянул на обращение, оставив на нем резолюцию — «Сердюкову А.Э./Пр. доложить».
— Теперь уже можно никому ничего не докладывать, дело, к сожалению, сделано, — едва скрывая горечь, говорит капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. — Ничего уже никто не изменит, все бесполезно. Произошло то, что должно было произойти еще 1-го августа, да несколько отсрочилось по просьбе матросов, попросивших командование дать им до конца пройти на «Авроре» курс молодого бойца. Ну вот, прошли.
«СП»: — И что теперь будет с «Авророй», Игорь Кириллович?
— Предполагалось, что на место выбывших моряков наберут штат гражданского персонала в количестве 32 человек. Зарплата согласно этому самому штату предусмотрена в пределах 4500 — 8000 рублей. Какой нормальный специалист, скажите мне, пойдет работать за такие деньги? Вахту несут сейчас 8 человек. Нужно в ножки им поклониться, что хоть как-то обеспечивают жизнедеятельность корабля. Двое из них вышли сегодня около полудня в пиджаках к мачте, подняли Андреевский флаг. Спасибо, конечно, поддержали, как могли, честь корабля. Но, между нами, моряками, разве это был подъем флага? Чистой воды профанация…
Достаточно категоричен в своей оценке происшедшего с «Авророй» был и капитан 2-го ранга запаса, известный писатель-маринист Александр Покровский:
— Был у России символ — «Аврора». Единственный корабль, дошедший до нас в прямом смысле слова через века. И нет его. Хватило для этого одного росчерка министерского пера. Вы спрашиваете, как относиться к тому, что власть проигнорировала мнение общественности, профессионалов, обращавшихся с ходатайством сохранить военную команду на крейсере? Тут может быть только одно отношение — резко негативное. Власть не считается с мнением народа. Значит, не доверяет ему. То есть относится она к своим гражданам пренебрежительно, чтобы не сказать, как к пустому месту. Что ж, придет время и уже народ проигнорирует такую власть. Защищай, президент, Отечество сам. То Отечество, в котором символы бутафорские, с инвентарным музейным номером.