3 октября 1986 года авария на подводном крейсере стратегического назначения " К-219"

3 октября 2024 г. исполнилось 38 лет со дня катастрофы советской атомной субмарины, затонувшей в Атлантическом океане

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 

Атомный ракетоносец стратегического назначения К-219

Заложен 28 мая 1970 г. на Северном машиностроительном предприятии (Северодвинск, Архангельская обл.) под заводским номером 460. Строился по проекту 667А "Навага", затем модернизирован по проекту 667АУ "Налим" (разработаны Ленинградским проектно-монтажным бюро "Рубин", ныне - АО "ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург).

Спущен на воду 18 октября 1971 г. 31 декабря 1971 г. вступил в строй, 8 февраля 1972 г. вошел в состав Северного флота ВМФ СССР, базировался в г. Гаджиево Мурманской обл. Был оснащен двумя водо-водяными ядерными реакторами ВМ-4 тепловой мощностью 90 МВт. Вооружение - 16 жидкостных баллистических ракет РСМ-25 (Р-27У).

31 августа 1973 г. на подлодке произошла первая крупная авария: проникшая в ракетную шахту номер 15 вода раздавила топливные баки РСМ-25. Однако возгорание ракетного топлива удалось предотвратить. После устранения последствий ЧП использовались только 15 из 16 ракетных шахт.

 

В 1980 г. на К-219 был проведен капитальный ремонт.

Последний поход

4 сентября 1986 г. К-219 вышла из Гаджиево и направилась в Атлантический океан к побережью США для патрулирования. Была вооружена 15 ракетами РСМ-25У. Кораблем командовал капитан 2-го ранга Игорь Британов.

Вскоре после погружения в ракетной шахте номер 6 была выявлена течь, однако капитан третьего ранга Александр Петрачков, отвечавший за ракетное вооружение, не доложил о ней командиру. Вместо этого был налажен слив воды нештатным способом и наддув ракетной шахты сжатым воздухом.

Взрыв

3 октября 1986 г. К-219 находилась в Атлантическом океане в 600 морских милях (1,1 тыс. км) северо-восточнее Бермудских островов. В шахте номер 6 из-за давления сжатого воздуха произошла разгерметизация баков ракеты. Возгорание ракетного топлива привело к взрыву, при котором погибли матросы Николай Смаглюк и Игорь Харченко. Была разрушена ракета, сорвана крышка шахты, поврежден прочный корпус.

После аварийного всплытия лодки в шахту продолжала поступать вода, уровень загрязнения субмарины ядовитыми парами окислителя значительно превысил допустимые уровни концентрации. Из-за отравления ими погиб капитан третьего ранга Александр Петрачков.

Подвиг матроса Преминина

В ходе борьбы с последствиями ЧП аварийная партия (группа для устранения последствий аварии) активировала систему пожаротушения. После этого пропало питание в электросети по правому борту, из-за обесточивания сработала аварийная защита реактора правого борта. Однако графитовые решетки реактора, которые опускаются для прекращения цепной реакции, не дошли до нижнего положения. Возникла угроза расплавления активной зоны.

 

Вместе со старшим лейтенантом Николаем Беликовым трюмный машинист Сергей Преминин, рискуя жизнью, прошел в реакторный отсек, вручную опустил решетки на нижние упоры и заглушил реактор, ликвидировав опасность его разрушения и радиационной катастрофы. Однако Преминин не смог покинуть отсек (из-за высокой температуры заклинило люк) и погиб.

Затопление корабля

4 октября экипаж перешел с субмарины на подошедшие советские суда, на корабле осталась аварийная партия из 10 человек. 5 октября К-219 была взята на буксир теплоходом "Красногвардейск", однако через 12 часов буксировки трос оборвался.

Подводная лодка начала терять плавучесть из-за поступления воды через разрушенную шахту. Аварийная партия эвакуировалась на подошедшее с Кубы советское спасательное судно "Агатан". 6 октября, спустя 78 часов после взрыва, лодка затонула на глубине 5 тыс. 500 м. Впоследствии субмарина поднята не была.

Всего в результате ЧП погибли четыре члена экипажа, в живых остались 115 моряков.

Итоги следствия, судьба виновных

Причинами катастрофы расследовавшая ее государственная комиссия назвала "сокрытие аварийной ситуации, проведение нештатных операций, слабое знание личным составом материальной части, неисполнительность и низкую подготовку по борьбе за живучесть корабля".

Командир корабля Игорь Британов, командир электромеханической боевой части капитан второго ранга Игорь Красильников и замполит экипажа капитан третьего ранга Юрий Сергеенко были уволены по статье "служебное несоответствие". Уголовное дело против Британова прекратили с учетом полного раскаяния обвиняемого.

Увековечение памяти

23 июля 1987 г. Сергей Преминин был посмертно награжден орденом Красной Звезды. 7 августа 1997 г. ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

О подвиге Преминина рассказывают документальные телефильмы "Враждебные воды" (Hostile Waters, 1997; Великобритания), "Родословная подвига" (2003), "К-219. Последний поход" (2006) и книга "Роковые Бермуды" (Евгений Никитин, 2007). Имя матроса увековечено на мемориальной доске в Никольском морском соборе (Санкт-Петербург). Памятники установлены в Гаджиево, где имя героя носит дом детского творчества, и в г. Красавино (Вологодская обл.), где в средней школе номер 15 открыт музей Сергея Преминина и действует молодежная организация "Юный премининец".

В честь героя также названы улицы в Красавине, Великом Устюге и Вологде.

Вернуться к списку новостей